Комментарии для РБК daily по изменениям условий работы для пенсионных агентов

РБК ежедневно

В этом году вступила в действие новая пенсионная реформа, которая кардинально изменила условия работы пенсионных агентов. Принятые законы не предоставляют никаких трансфер агентских отношений между НПФ и ПФР. Теперь чтобы гражданам перевести свои накопления в НПФ надо оформить договор ОПС в НПФ и самолично отнести договор ОПС и заявление в ПФР, второй экземпляр договора ОПС передать в НПФ с распиской и третий экземпляр оставить себе. Правительство отняло у НПФ причитающиеся им накопления за год, да и сделало все чтобы новых поступлений не было. Об этом я писал в блоге.

 

Но как я и комментировал ранее, работа агентов на этом не закончилась, а только усложнилась. Из описанной выше схемы видно, что гражданам все равно необходима помощь со стороны НПФ, т.е. нельзя просто прейти в ПФР и перевести накопительную часть в НПФ.

Агенты как и раньше проводят консультационную работу, оформляют договор ОПС. Но если раньше граждане получали на руки один свой экземпляр договора ОПС, то теперь получают два экземпляра: один несут в ПФР, другой оставляют себе. В свою очередь агент получает от застрахованного лица расписку о получение заявления ПФРом. Основная проблема агента это довести клиента до ПФР.

Но как выяснилось не единственная. В ПФР понятия не имеют что делать с такими обращениями. Доходит до безумия в одном городе в 3 разных отделениях ПФР говорят совершено разные вещи: в одном вообще не принимают заявления, в другом говорят, что отправят в Москву и через 2 неделе получат ответ, и только в третье адекватно принимают. Мы конечно понимаем, что работникам ПФР лишняя работа не к чему, но не мы же это придумали.

Другая проблема, это вообще отсутствие отделения ПФР в сельских поселениях.

Есть второй способ оформить договор ОПС, заверить заявление у нотариуса. Т.е. агент приводит клиента к нотариусу оформляет пакет документов, нотариус заверяет документы и оформляет доверенность. Но это достаточно затратный вариант. И этот вариант опять же не работает в сельских поселениях.

В связи с этими проблемами большинство фондов не производило сборов до не давнего времени. И только сейчас фонды возобновляют работу по сбору договоров ОПС. Но некоторые фонды, не смотря на все трудности продолжали собирать договора в том числе и через агентские сети, например Стальфонд.

В это время, для поддержки агентской сети, «ОПС Брокер» расширил линейку финансовых продуктов, добавив кредитные продукты и серию продуктов по страхованию жизни и здоровья.

 

Информация о невыплатах агентам вознаграждений периодически нам поступает. Но я не могу этого утверждать, так как это не проверенная информация. Команда «ОПС Брокер» ответственно подходит к выбору фондов и нас это не коснулось. Да у некоторых фондов были задержки в выплатах, но такое бывало и раньше.

Из СМИ есть информация об обращениях в суд агентов НПФ «Электроэнергетика». В плане закона, агенты практически не защищены в такой ситуации. У НПФа есть много возможностей, в рамках агентского договора, отказать в выплатах агентского вознаграждения. По договору, после сдачи договоров ОПС НПФ проводит проверку этих договоров.  Обычно проверка заключается в телефоном опросе застрахованных лиц. Тут договор приобретает статус: одобрен, отказ, не дозвон. «Отказ» – если клиент отказался, «Не дозвон» – если до клиента не дозвонился колл-центр, по таким договорам оплаты не будет. Вот тут и начинаются проблемы агентов, в большинстве случаев пенсионных брокеров или руководителей агентских сетей. Агенты свою работу выполнили, а фонд за договора не заплатил т.к. договора не прошли проверку. Если договора со статусом «отказ» можно проверить, позвонив клиенту, то «не дозвон» очень сложно доказать. В случае «не дозвона» брокер предлагает предоставить НПФ записи телефонного опроса клиента, который он производит самостоятельно, и эти расходы не возмещаются. Но это не регламентируется агентским договором и НПФ не обязан засчитывать такую проверку. В основном этим и апеллирует НПФ.

Так же существуют грамматические ошибки в договорах ОПС, и договора, которые не принял ПФР по каким-либо причинам – отказы ПФР.

Кроме всего, по агентскому договору, есть определенные требования к накопительной части пенсии застрахованного лица. Так же, по договору, многие фонды должны выплачивать премию по итогу года, если общая сумма накопительной части застрахованных лиц превышает указанную в договоре, если меньше, то производится вычет. Данную сумму агент проверить не имеет возможности.

Агенты могут требовать возврата экземпляров договоров не вошедшие в оплату. Возврат договоров будет являться подтверждением того, что договора не прошли проверку. Если экземпляры не возвращают, то в большинстве случаев фонд просто не выплачивает вознаграждение. Такие случае тоже были с уже бывшим «Норильским Никелем», «Европейским». Такие факты определяют не сам фонд, а его руководство. Брокеры, которые давно на рынке, уже знают таких руководителей в лицо. В этом году руководство многих фондов поменялось, скоро эти изменения отразятся на политике этих фондов.

 

На данный момент уже утвердили регламент работы. На этой неделе «ОПС Брокер» возобновит сборы договоров ОПС. В инвестиционный портфель «ОПС Брокер» входят: НПФ «Кит Финанс», НПФ «Промагрофонд», НПФ «Ренессанс», НПФ «Согласие».

Мы надеемся, что в будущем в законодательную базу будут внесены поправки направленные на благополучие народа.

 

Марин Константин Юрьевич

Агент Негосударственного Пенсионного Фонда (НПФ) или

Агент Обязательного Пенсионного Страхования (ОПС).

Партнерский бизнес или как заработать на пенсионной реформе.