Комментарии для РБК daily по изменениям условий работы для пенсионных агентов
В этом году вступила в действие новая пенсионная реформа, которая кардинально изменила условия работы пенсионных агентов. Принятые законы не предоставляют никаких трансфер агентских отношений между НПФ и ПФР. Теперь чтобы гражданам перевести свои накопления в НПФ надо оформить договор ОПС в НПФ и самолично отнести договор ОПС и заявление в ПФР, второй экземпляр договора ОПС передать в НПФ с распиской и третий экземпляр оставить себе. Правительство отняло у НПФ причитающиеся им накопления за год, да и сделало все чтобы новых поступлений не было. Об этом я писал в блоге.
Но как я и комментировал ранее, работа агентов на этом не закончилась, а только усложнилась. Из описанной выше схемы видно, что гражданам все равно необходима помощь со стороны НПФ, т.е. нельзя просто прейти в ПФР и перевести накопительную часть в НПФ.
Агенты как и раньше проводят консультационную работу, оформляют договор ОПС. Но если раньше граждане получали на руки один свой экземпляр договора ОПС, то теперь получают два экземпляра: один несут в ПФР, другой оставляют себе. В свою очередь агент получает от застрахованного лица расписку о получение заявления ПФРом. Основная проблема агента это довести клиента до ПФР.
Но как выяснилось не единственная. В ПФР понятия не имеют что делать с такими обращениями. Доходит до безумия в одном городе в 3 разных отделениях ПФР говорят совершено разные вещи: в одном вообще не принимают заявления, в другом говорят, что отправят в Москву и через 2 неделе получат ответ, и только в третье адекватно принимают. Мы конечно понимаем, что работникам ПФР лишняя работа не к чему, но не мы же это придумали.
Другая проблема, это вообще отсутствие отделения ПФР в сельских поселениях.
Есть второй способ оформить договор ОПС, заверить заявление у нотариуса. Т.е. агент приводит клиента к нотариусу оформляет пакет документов, нотариус заверяет документы и оформляет доверенность. Но это достаточно затратный вариант. И этот вариант опять же не работает в сельских поселениях.
В связи с этими проблемами большинство фондов не производило сборов до не давнего времени. И только сейчас фонды возобновляют работу по сбору договоров ОПС. Но некоторые фонды, не смотря на все трудности продолжали собирать договора в том числе и через агентские сети, например Стальфонд.
В это время, для поддержки агентской сети, «ОПС Брокер» расширил линейку финансовых продуктов, добавив кредитные продукты и серию продуктов по страхованию жизни и здоровья.
Информация о невыплатах агентам вознаграждений периодически нам поступает. Но я не могу этого утверждать, так как это не проверенная информация. Команда «ОПС Брокер» ответственно подходит к выбору фондов и нас это не коснулось. Да у некоторых фондов были задержки в выплатах, но такое бывало и раньше.
Из СМИ есть информация об обращениях в суд агентов НПФ «Электроэнергетика». В плане закона, агенты практически не защищены в такой ситуации. У НПФа есть много возможностей, в рамках агентского договора, отказать в выплатах агентского вознаграждения. По договору, после сдачи договоров ОПС НПФ проводит проверку этих договоров. Обычно проверка заключается в телефоном опросе застрахованных лиц. Тут договор приобретает статус: одобрен, отказ, не дозвон. «Отказ» – если клиент отказался, «Не дозвон» – если до клиента не дозвонился колл-центр, по таким договорам оплаты не будет. Вот тут и начинаются проблемы агентов, в большинстве случаев пенсионных брокеров или руководителей агентских сетей. Агенты свою работу выполнили, а фонд за договора не заплатил т.к. договора не прошли проверку. Если договора со статусом «отказ» можно проверить, позвонив клиенту, то «не дозвон» очень сложно доказать. В случае «не дозвона» брокер предлагает предоставить НПФ записи телефонного опроса клиента, который он производит самостоятельно, и эти расходы не возмещаются. Но это не регламентируется агентским договором и НПФ не обязан засчитывать такую проверку. В основном этим и апеллирует НПФ.
Так же существуют грамматические ошибки в договорах ОПС, и договора, которые не принял ПФР по каким-либо причинам – отказы ПФР.
Кроме всего, по агентскому договору, есть определенные требования к накопительной части пенсии застрахованного лица. Так же, по договору, многие фонды должны выплачивать премию по итогу года, если общая сумма накопительной части застрахованных лиц превышает указанную в договоре, если меньше, то производится вычет. Данную сумму агент проверить не имеет возможности.
Агенты могут требовать возврата экземпляров договоров не вошедшие в оплату. Возврат договоров будет являться подтверждением того, что договора не прошли проверку. Если экземпляры не возвращают, то в большинстве случаев фонд просто не выплачивает вознаграждение. Такие случае тоже были с уже бывшим «Норильским Никелем», «Европейским». Такие факты определяют не сам фонд, а его руководство. Брокеры, которые давно на рынке, уже знают таких руководителей в лицо. В этом году руководство многих фондов поменялось, скоро эти изменения отразятся на политике этих фондов.
На данный момент уже утвердили регламент работы. На этой неделе «ОПС Брокер» возобновит сборы договоров ОПС. В инвестиционный портфель «ОПС Брокер» входят: НПФ «Кит Финанс», НПФ «Промагрофонд», НПФ «Ренессанс», НПФ «Согласие».
Мы надеемся, что в будущем в законодательную базу будут внесены поправки направленные на благополучие народа.